2016-03-25 Ответственность за нарушение водного законодательства
Согласно п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 65 данного Кодекса водоохранными зонами являются территории, примыкающие к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ:
- ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от 50 до 200 метров;
- ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров;
- ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.
В границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод. Строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов на данной территории допускаются исключительно при оборудовании таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 07-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу норм ч. 2 ст. 50 Водного Кодекса Российской Федерации проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии законодательством о градостроительной деятельности, в т. ч. требованиями ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым подготовке и реализации проектной документации должны предшествовать соответствующие инженерные изыскания, а также ст. 51 данного Кодекса, предусматривающей необходимость получения разрешения на строительство.
Без наличия соответствующих разрешений на использование водных объектов, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах запрещается.
Статья 130 ВК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такая ответственность предусмотрена рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 8.12.- нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах; ст. 8.12.1. - несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; ст. 8.13. - нарушение правил охраны водных объектов; ст. - 8.14. - нарушение правил водопользования; ст. 8.15. - нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств). А также Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 250 -загрязнение вод и ст. 252 – загрязнение морской среды).
Прокурор района Советник юстиции А.А. Ярош